Межкультурные диалоги в Грузии « LIFT for creative initiatives

Межкультурные диалоги в Грузии

Международный проект, объединивший молодежные культурные организации из Грузии, России, Нидерландов, Румынии, Польши

13-28 мая 2007, Тбилиси

Программа проекта:
> Фотовыставка в Тбилисской академии художеств (лаборатория фотографов из Нидерландов, Румынии, Грузии)
> Открытие стены, расписанной граффити, в Парке роз (лаборатория по стрит-арту художников из Польши и Грузии)
> Перформанс в Свободном театре (лаюоратория студии современного танца «lift.project» и студентов театрального отделения университета)
> Видеоперформанс в галерее «New art» (Давид Чихладзе и «lift.project»)

Куратор проекта — Анастасия Прошутинская

Проект осуществлен на грант программы Youth Education and Culture Европейского Совета

Комментарий участика
«Мы приехали в Тбилиси в мае, чтобы вести «межкультурный диалог» посредством современного искусства. Проект предполагал, что фотографы из Голландии и Румынии совместно с грузинскими фотографами, художники-граффитисты из Польши совместно с грузинскими художниками, танцовщики из России совместно с грузинскими актерами – будут выстраивать творческий диалог и по итогам лаборатории представят в Тбилиси свой проект.

Сложнее всего оказалось граффитистам: в Тбилиси в течение месяца не могли найти стену для граффити, а потом пришлось ждать из Польши посылки с красками, которых в Грузии не оказалось. К вторжению граффити в этой стране были готовы.

Актеры, с которыми нам довелось работать, удивили. Будучи с ними примерно одного возраста, мы чувствовали себя взрослыми рядом с детьми, наивными и трогательными. Инфантильность и душевная поэтичность казались нереальными сегодня, и мы между собой называли их «святые георгины».

То, что они делали, это был не театр, а театр в квадрате или кубе. Немыслимое переплетение слов, интонационный пафос и экзальтированные жесты действовали на нас, ратующих за естество и выразительную простоту танцовщиков contemporary, угрожающе и восторженно одновременно. Мы искренне терялись, замирали, а потом начинали искать за их культурными архетипами свою русскую душу. Так мне довелось делать соло в набади – том, что носят горделивые горцы. Набади на моих плечах колыхалось — широкие, квадратные плечи превращались в крылья. Вообще в том, как они произносили «набади», нам все время слышалось «nobody», вспоминалась Саша Вальц и дух ее спектакля здесь, в Грузии, казалось обретал реальные очертания.

Мы представили спектакль в Свободном театре, но нам все время хотелось в город, хотелось танцевать на улице, рядом с людьми, которые, подобно зрителям, сидят и глазеют по сторонам. Мы к этому совсем не привыкли. Чтобы весь день сидеть на высоком бордюре или миниатюрном стулике. Весь день, позабыв о времени и лишь изредка меняя позу. Я поражалась этим живым инсталляциям, живущим наблюдением за жизнью.

Тбилиси абсолютно кинематографичен. Здесь не нужно искать кадры для фотосессий или кино. Стоит оглянуться вокруг, чтобы оказаться в сцене сюрреалистичного толка, выстроить которую обычно стоит усилий, и не всякая фантазия способна вообразить подобную. Тут эти декорации появляются сами собой. Самое потрясающее: заброшенная церковь в центре старого Тбилиси, проникаешь внутрь, а там море книг, которые наводнили храм. Смотришь, книжки на разных языках, распахнутые и в которые вряд ли кто-то заглядывает. Как такое возможно, откуда они здесь? А за поворотом тебя ждет очередное потрясение, которое также не объяснить никакими причинами.

В то же время провести безобидную арт-акцию в городе почти невозможно. Устроив перформанс в нашем излюбленном жанре «прогулки», мы на каждом шагу сталкивались с людьми, которые говорили: это нельзя, сюда не ходите, это не трогайте, и, понимая, что это лишь творчество и за ним не скрывается провокация, они долго смотрели друг на друга и, с трудом возлагая на себя ответственность, знаком говорили: ну хорошо. Потом во все глаза смотрели и обсуждали.

В финале мы попробовали создать придуманную американским градостроителем Кевином Линчем «ментальную» карту нашего проекта, обозначив на ней образы городов-участников. Мы вышли на центральную площадь, но не для того чтобы придать нашим действиям глобальный масштаб, просто это редкое место в Тбилиси с ровным асфальтовым покрытием, позволяющим без труда рисовать мелками.

Стали появляться знаки городов, по-детски точные образы и тут же  рядом возник начальник, он посмотрел и позвал другого, тот тоже затруднился с вердиктом, позвали третьего, затем был четвертый и пятый. Конечно, они не увидели антиправительственных лозунгов, но ведь зачем-то мы вышли на центральную площадь?

А если это высказывание не имеет никакого отношения к политике, а если оно про другое, про то, что творчество роднит людей, завязывает отношения, которые та же политика обрывает, запрещая прямые рейсы или не выдавая виз. Они запретили продолжить рисовать, но сказали, что то, что сделано, согласовано и можно оставить.

Не понятно, где современное искусство прячется в Тбилиси. На улице в нем видят протест и провокацию. Там царят другие произведения искусства – фонтаны. Мы поразились не только их числу (город южный — фонтаны нужны), но и конструкциям: поющие, танцующие, распыляющиеся – всевозможные вариации водной вакханалии. Позже, познакомившись с куратором и директором организации «New art» Русико Оат, мы узнали, что она готовит проект на эту тему – тему фантонирующего государства, государства-фантома, которому правители дарят бесконечные фонтаны.

Встреча с Русико в отличие от многих тбилисских встреч не стала для нас фантомом. Русико рассказала о том, как выстраивает свою жизнь современное искусство в Кавказском регионе, о своем сотрудничестве с Арменией, Азербайджаном, о прежних замечательных общих проектах с Россией. В этом году, кстати, Грузия впервые представлила свой павильон на Венецианской биеннале.

Русико познакомила нас с грузинским видеоартистом и поэтом Давидом Чихладзе, который только что вернулся из Нью-Йорка, где прожил около восьми лет, и мы тут же сделали совместное видео. Русико познакомила нас с ребятами из тбилисского Театра движения, которые любят уличные представления и вынуждены представляться иностранцами, чтобы не вызывать осуждение местной консервативной публики. Русико познакомила нас с редакцией журнала «Отпечаток». Когда листаешь его, создается ощущение, что он издается в Берлине, настолько насыщенным кажется течение жизни, наполненное бесчисленными арт-событиями. Этого не находишь в городе. Спрашиваем молодых ребят, делающих журнал, они говорят: ничего удивительного – мы придумываем и создаем события сами.

Наверное, это тоже выход. Он свойственнен Грузии, волшебной, создающей невероятные фантомы. Все время эта страна живет под чьим-то пристальным оком: она притягивает, ее балуют. В следующем году мы придумаем проект и снова приедем в Грузию, и снова через современное искусство будем говорить с ней, будем удивляться, радоваться и недоумевать. А все «святые георгины».



Обсуждение закрыто.

Translate »